22 июля 2010 г.

В Мире цветов и ив

В четырнадцать лет

Зазывала гостей
Кто в Эдо не знает тебя
Ах, Окиягарикобоси!
Хочешь с неба звезду?

Рубоко Шо "Ночи Комати, или Время Цикад"
(вторая половина X в.)


Чтобы понять культуру и традиции страны восходящего солнца, постичь дух Японии и ее красоту - мало иметь знания об этой стране - нужно там родиться. Сколько бы много мы не узнавали о Японии, для ее жителей мы всегда будем "гайдзинами" (буквально "странными иностранцами")! Ну это было своеобразное вступление к тому, о чем сегодня я собираюсь рассказать. И правильно подумали те, кто предположил, что речь пойдет о Японии! А точнее - о ее культурных ценностях! А еще точнее - о ее особой части культуры, которой уже более 4 столетий. Сегодня я расскажу о гейшах! Кто они такие, чем знамениты и чем занимаются в современном мире.
Сразу вас разуверяю - гейши - не представительницы той древней профессии (вопреки мнению большинства европейцев), никогда ими не были. В Японии всегда было достаточно различных сословий и профессий, которые служили плотским удовольствиям (например "дзёро"), а гейша была актрисой! Поэтому и переводится японское слово "гейша" (а точнее, гейся, потому что в японском языке нет звука "ш") как "человек искусства" ("гэй" - искусство, "ся" - человек). В свою очередь гейси вели свое происхождение от "гейко" - певиц и музыкальных исполнительниц.

Гейси ценились за то, как умели вести беседу, петь, танцевать, выглядеть, играть на различных музыкальных инструментах, двигаться, разговаривать, одеваться, а не за сексуальные удовольствия и опыт.


Итак, первыми гейся (далее буду называть привычным понятием, чтобы слух никому не резало:), как бы это не звучало странно, были мужчины. Да-да! И здесь есть две версии их появления. Первая из них рассказывает о том, что гейшами были актеры театра Кабуки (в его первоначальном составе). Вторая же версия говорит о том, что гейшами назывались артисты квартала Ёсивары, который располагался в Эдо (нынешний Токио), так же их называли "хокэн" - "шуты", и они развлекали доблестных самураев.

Дело все в том, что самурай считал развлекательное общение с женщиной недостойным себя и в чем-то нечистым, поэтому предпочитал общению с женщиной, компанию представителей своего же пола, образованных, умеющих поддерживать беседу за чашкой саке. Но к 1800 году уже появились женщины гейши, вытеснившие гейш-мужчин из этой сферы развлечений, поскольку публике больше по душе были плавные танцы белоснежных мотыльков в исполнении представительниц прекрасного пола.

В XVII веке гейши появились в крупных городах Японии, таких как Эдо , Осака и Киото. А к XIX же веку женщины-гейши полностью вытеснили мужчин из этой сферы развлечений. В то же время были заложены каноны традиций искусства гейш, которые сохранились практически неизменными по сей день.

Мир гейш имел название карю:кай - мир цветов и ив. И это была невероятно успешная попытка японских женщин стать частью аристократии и организовать свой собственный мир, подчиненный определенным жестким, регламентированным правилам, и получить право зарабатывать огромные деньги, заслужить почет, восхищение и уважение всего мира.

Так как же можно было стать частью "мира цветов и ив", стать гейшей?

Раньше в окия (место где жили гейши, дома гейш) могли попасть проданые красивые девочки из разорившихся или бедных семей, а так же дочери самих владелиц окия или же дочери гейш. Вот и получалось, что все свое детство будущие гейши проводили в качестве прислужниц ("сикоми"), а потом становились помощницами гейш и таким образом обзаводились "старшей сестрой" (ей могла стать в принципе любая девушка, ставшая гейшей), которая и должна была обучать свою "младшую сестру" различным искусствам и техникам (начинающих гейш также называли "майко" - "ученица").

Руководили гейшами "ока-сан" ("матушки"). Районы, в которых жили общины гейш назывались "ханамати" ("цветочные улицы").

Образование гейш состояло из обучения искусству игры на музыкальных инструментах (например на сямисэн, цуцуми, японской флейте), технике различных танцев, искусству пения, умению выбирать и носить кимоно, искусству аранжировки цветов, каллиграфии, живописи, поэзии, также гейши должны были уметь вести чайную церемонию (тяною). По меркам того времени, это было практически всесторонним и весьма неплохим образованием, что позволяло им вести беседу на равных с мужчинами (а иногда и занимать более превосходящую позицию по отношению к гостям). Такое образование на тот момент можно было получить лишь в Киото.

Но перед тем, как стать "майко" (ученицей), на две недели "сикоми" (прислужница) становится "минарай" (это метод обучения путем наблюдения за старшими), одетые точно так же как майко (за исключением пояса оби - он свисал на половину длины) они также посещают банкеты, но в качестве наблюдательниц.
К тому времени проходит половина года и возраст девочек уже составляет 11 - 15 лет, и по правилам Киото, после того как они сдают экзамен, происходит церемония "мисэдаси" - церемония инициализации. После нее девочки становятся полноправными майко и получают свое новое имя, которое, как правило, включает часть имени своей "старшей сестры".
Первым делом майко учились правильно наносить макияж, одеваться, танцевать, ходить, играть и петь. Учились все тем же методом "минарай". Но самым трудным в обучении гейш считалось умение свободно и раскованно, но при этом очень почтительно говорить.

Еще одной важной функцией гейши было умение подливать гостям саке во время банкета. В Японии не принято во время застолья подливать себе самому спиртное. Но с другой стороны весьма немаловажно кто, как и сколько кому наливает.

В период ученичества гейша проводила за уроками до 12 часов в день, при этом вставала в 8 утра и ложилась поздно ночью, а также имела всего один выходной в две недели.

Следующая ступень, которая повышала статус майко до старшей сестры, называлась церемонией "мидзуаге", которая включала в себя дефлорацию молодой гейши. Для этой процедуры клиент подбирался с особой тщательностью и право первой ночи стоило очень дорого. Стоит сказать о том, что сейчас церемония "мидзуаге" не проводится.
С этого момента майко имела право на специальную прическу, которую она должна была менять пять раз - как символ шагов, ведущих к тому чтобы стать гейшей.

Последним этапом в становлении майко полноправной гейшей, становится церемония "смены воротничка" ("эри-каэ"). Воротничок майко вышит золотыми и белыми нитями, в отличае от воротничка гейши, который полностью белый и гладкий. Церимония "эри-каэ" заключается в символическом острижении пряди пучка волос на макушке, что символизирует собой переход от девочки к молодой женщине.

После того как гейша достигала своего совершеннолетия, она могла работать по индивидуальному графику.
Работа в чайном доме фиксировалась почасовой оплатой за ее труд. Подсчет времени велся с помощью ароматических палочек, которые сгорали за определенное время. Хозяйка чайного дома в конце вечера подсчитывала огарки от ароматических палочек, и вписывала их в счет человека, который пригласил гейшу.
Деньги, которые получала таким образом гейша, назывались "цветочные деньги". Но часть своих доходов гейши были вынуждены отдавать в окия, и часть эта была довольно таки значительная, поэтому уйти от такой "опеки" было весьма затруднительно.

Гейша не могла сама выплатить "долг" окия, поэтому она могла найти себе покровителя - "данна", с которым проводила большую часть своего рабочего времени, а он в свою очередь оплачивал ее расходы (например на покупку кимоно и украшений), а так же способствовал росту ее популярности.
Гейше не обязательно было заводить себе покровителя, но без этой поддержки она бы не смогла оставить окия.

Японцы прекрасно знают кто такие гейши, но несмотря на это 99% жителей страны восходящего солнца никогда не встречались с ними. Почему? Да потому что слишком дорого. Для того чтобы провести в обществе гейши два часа среднестатистическому служащему потребуется около четверти его годовой зарплаты. Согласитесь, это для простого человека фантастически дорого. Поэтому лишь высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены могут позволить себе провести вечер в чайном домике и обществе гейш.
Но к огромному сожалению роль гейш теряется в просторах глобализации XXI века. Сегодня гейша является представителем одной из вполне обычных творческих профессий. И осталось их в настоящее время не более тысячи, из них в Киото проживает около трехсот.

И все же гейши - это феномен. Уникальная социокультурная традиция, не имеющая аналогов. Это мастера своего дела в искусстве чувственности, в искусстве настроения. Талантливые хранительницы национальных традиций Японии. Гейши - это загадка.

1 комментарий:

  1. Очень люблю все о Японии! Статья очень интересная, надеюсь будут еще о стране восходящего солнца темы!
    Подписался на твой RSS
    Enji

    ОтветитьУдалить